ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

 

C 1 сентября  2012 года курс ОРКСЭ преподаётся во всех школах России.

Подробную информацию можно получить на сайте издательства "Просвещение"

 

Перечень нормативных и информационных документов по вопросам введения и реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ОУ Красноярского края

 

О количестве часов, отведённых на реализацию курса ОРКСЭ в 4 классах:

В связи с обязательным введением курса ОРКСЭ в 4-х классах в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р устанавливается обязательное изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объёме 34 часов с 1 сентября 2012 года.

 

Уважаемые родители (законные представители)!

В связи с тем, что с 1 сентября учебного года в четвёртых классах планируется изучать комплексный курс  «Основы религиозных культур и светской этики», просим Вас совместно с Вашим ребенком выбрать один из шести модулей курса:

- «Основы мировых религиозных культур»,

- «Основы буддийской культуры»,

- «Основы православной культуры»,

- «Основы исламской культуры»,

- «Основы иудейской культуры»,

- «Основы светской этики».

Результат Вашего выбора просим оформить письменным заявлением.

 

Модули:

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. 

Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.

 Список модулей:

§  «Основы православной культуры»

§  «Основы исламской культуры»

§  «Основы буддийской культуры»

§  «Основы иудейской культуры»

§  «Основы мировых религиозных культур»

§  «Основы светской этики» 

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель и задачи курса

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

 §  знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

§  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

§  обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

§  развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 Учебный модуль «Основы православной культуры»

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный  храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и  многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 

Требования к личностным результатам:

 

— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;

 

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

 

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 

— воспитание доброжелательности и  эмоционально -нравственной

 

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Требования к метапредметным результатам:

 

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее  осуществления;

 

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной  деятельности;

 

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных  технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

 

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

 

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

 

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

 

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

 

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

 

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

О преподавании курса ОРКСЭ

в школах края с 2012 года

 

Уважаемые руководители! 

 

С сентября 2009 года Красноярский край участвует в апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

В декабре 2011 года  апробация данного курса будет завершена.

 

Опыт Красноярского края по комплексу нормативно-правового обеспечения апробации, созданию организационно-управленческих и организационно-педагогических  условий, по уровню учебно-методического  обеспечения апробации курса оценивается на уровне лучших четырех регионов из двадцати одного, участвующего в апробации.

 

Основные итоги апробации курса ОРКСЭ в Красноярском крае:

 

курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью края;

 

отмечается положительное отношение к вводимому курсу общественности, средств массовой информации, конфессий;

 

обеспечено информационно-методическое сопровождение курса;

 

отработана система подготовки педагогических кадров, подготовлено более 2000 педагогов для преподавания курса;

 

на краевом и муниципальном уровнях поддерживаются инициативы и творчество педагогов по разработке методики курса, представлению опыта, в том числе через деятельность сетевого сообщества;

 

большинство педагогов применяют интерактивные методики в преподавании курса;

 

отработаны механизмы обеспечения свободного и компетентного выбора родителями модуля для изучения;

 

определены схемы организации преподавания курса в школах;

 

организована деятельность федеральной стажировочной площадки на базе КК ИПК ППРО.

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 02.08.2009 № Пр-2009 с  2012 года в общеобразовательных учреждениях всех субъектов РФ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится как предмет, обязательный к изучению учащимися четвертых и пятых классов.

 

Изучение данного курса будет осуществляться по уже отработанной в крае схеме:          третья и четвертая четверти четвертого класса, первая и вторая четверти пятого класса по 1 часу в неделю либо в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса по 2 часа в неделю.

 

 

Рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

с 2012 года в общеобразовательных учреждениях Красноярского края

 

Настоящие материалы подготовлены с целью упорядочения деятельности по организации преподавания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее – комплексный учебный курс ОРКСЭ), с 2012 года как обязательного к изучению.

 

1. Нормативные акты и инструктивные материалы федерального уровня, регламентирующие деятельность по преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ  как обязательного к изучению предмета:

 

Поручение    Президента РФ Д.А.   Медведева    от 2    августа    2009 г. № Пр-2009;

 

протокол заседания комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 04.10.2011 № 1 (61);

 

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2011 № МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации».

 

2. Нормативные акты краевого уровня, регламентирующие деятельность по преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ как обязательного к изучению в Красноярском крае:

 

Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6054 «О внесении изменений в Законы края, регулирующие вопросы в области краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»;

 

Закон Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4256 (в ред. Законов Красноярского края от 12.11.2009 № 9-3926 и от 30.06.2011 № 12-6054) «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»;

 

Закон Красноярского края от 25.06.2004 № 11-2071 (в ред. Законов Красноярского края от 12.11.2009 № 9-3926 и от 30.06.2011 № 12-6054) «О краевом (национально-региональном компоненте) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».

 

3. Данный курс вносится в перечень предметов (курсов) инвариантной части учебного плана образовательного учреждения.

 

4. Записи в классном журнале могут производиться следующим образом: Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» и т.д.

 

5. Курс могут преподавать только педагоги, прошедшие специально организованные курсы повышения квалификации.

 

6. Оплата труда педагогов осуществляется на общих основаниях.

 

7. Обеспечение учебными пособиями по курсу осуществляется в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» на основе муниципальной заявки на недостающие учебники с учетом имеющегося муниципального фонда.

 

8. Преподавание курса рекомендуется безотметочное.

 

9. При проведении работы среди родителей по выбору модуля для изучения их детьми в рамках курса ОРКСЭ  необходимо исключать формальный подход:

 

проводить родительские собрания по вопросам введения нового комплексного курса ОРКСЭ;

 

организовывать встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;

 

обеспечивать условия для ознакомления родителей с содержанием программ и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьной библиотеки с использованием сайта образовательного учреждения;

 

организовывать индивидуальную консультационную работу с родителями обучающихся, в первую очередь тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

 

10. Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля для изучения их детьми должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей.

 

11. При организации преподавания курса необходимо учитывать, что курс имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

 

12. При реализации комплексного учебного курса шире использовать новые информационные технологии, включая ресурсы Интернета, электронной библиотеки СФУ.

 

13. Обеспечивать сохранение и использование накопленного опыта духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся с учетом этнокультурных и конфессиональных особенностей края.

 

14. Для оказания методической помощи, обобщения и распространения лучшего опыта преподавания курса продолжить работу по развитию и обеспечению деятельности регионального профессионального сообщества учителей курса на основе муниципальных методических объединений учителей, сетевых сообществ педагогов.

 

Рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений

«О выборе модулей курса ОРКСЭ в Красноярском крае

на  2013\2014 учебный год»

 

В связи с прогнозируемым переходом на изучение курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года в четвертых классах, возникает проблема обеспечения учебными пособиями и пятиклассников, завершающих изучение курса, и четвероклассников, начинающих изучение. Как только будут получены соответствующие нормативные документы, министерство образования и науки Красноярского края примет меры по принятию решений этой проблемы.

 

В настоящее время руководителям общеобразовательных учреждений необходимо организовать сбор заявлений родителей третьеклассников о выборе модулей курса, по результатам которого, с учетом возможностей учебных планов, определить, какие учебные пособия необходимы, каков заказ на приобретение. В настоящее время на складе есть достаточный запас учебников по модулю «Основы православной культуры».

 

Рекомендуем учесть, что до 2014г. (ФГОС в четвертых классах) преподавание ОРКСЭ проводится по имеющимся учебным пособиям издательства «Просвещение». В соответствии с  ФГОС вводится образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в четвертых классах будет преподаваться пропедевтический курс, а в основной школе предполагается системное изучение модулей курса в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России.

 

Как показывает лучший опыт апробации курса, сбору заявлений родителей должно предшествовать родительское собрание, на котором руководители школы и педагоги курса рассказывают о содержании курса, тематических планах модулей, показывают родителям учебники, представляют отзывы и творческие работы детей. К настоящим рекомендациям прилагаем файл с презентацией о курсе, соответствующие методические материалы о курсе и календарно-тематическое планирование трех модулей, разработанное педагогами края.